Актуальные события комментирует депутат Европарламента Андрис Америкс (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
— На днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что необходимы новые подходы к расширению Евросоюза. В частности, она предложила провести вступление Балканских стран, Молдовы и Украины по ускоренной процедуре, не дожидаясь, когда они проведут все необходимые реформы. Это только предложение — или принципиально новое решение уже готовится?
— Расширение Евросоюза — очень актуальная и важная тема. Сейчас в «зале ожидания» находится целый ряд стран, причем некоторые из них уже выполнили условия. Турция, к примеру, ведет переговоры о вступлении в ЕС уже почти 30 лет. Так что решения в этой сфере назрели.
Но следует учесть, что вступление новых государств имеет и финансовое измерение, ведь новые страны-участницы рассчитывают получать из европейских фондов больше, чем отдавать. Это перераспределение средств, конечно, скажется на нынешних получателях денег.
Кроме того, тема расширения тесно связана с проблемой управления Евросоюзом. Уже сегодня в него входит 27 стран с населением 450 миллионов человек, а после новой волны расширения количество жителей перевалит за полмиллиарда. И есть сомнения в эффективности основополагающего принципа принятия решений — консенсуса. Ведь вето одной страны не раз надолго тормозило принятие важных решений и, соответственно, действий.
Поэтому все громче звучат голоса о том, что решения нужно принимать большинством голосов. Есть предложение исходить из количества населения в стране. И если выяснится, например, что две трети жителей Евросоюза поддерживают то или иной предложение, то оно считается принятым.
Однако для отмены принципа консенсуса необходимо внести поправки в Европейский договор, а это, в свою очередь, можно сделать только консенсусом. Понятно, что такие перемены категорически неприемлемы для маленьких стран — Балтийских, Мальты, Кипра, ведь он позволит практически с ними не считаться.
Поэтому заявление главы Еврокомиссии я бы расценил как часть ее предвыборной кампании. Ведь госпожа фон дер Ляйен уже сообщила о намерении сохранить за собой пост главы Еврокомиссии.
— В последнее время европейские страны все больше внимания уделяют развитию оборонной промышленности. Насколько оперативными могут быть эти перемены? И еще вопрос: каким вы видите место Латвии в складывающейся оборонной инфраструктуре Европы?
— На днях Еврокомиссия презентовала стратегию оборонной промышленности, которая должна повысить безопасность Европы и ее способность к самостоятельной обороне. Это ключевой поворотный пункт в идеологии и развитии Европейского союза, ведь после окончания холодной войны Европа существенно сократила свои инвестиции в военную промышленность. Теперь же, после российского вторжения в Украину, Европа радикально изменила прежнюю парадигму, поскольку столкнулась с экзистенциальной угрозой.
Еврокомиссия не поддерживает создание собственных вооруженных сил, в этом отношении по-прежнему полагаясь на НАТО. Новая стратегия предусматривает только производство военной продукции.
Согласно новой стратегии одна из главных задач — добиться, чтобы к 2030 году по меньшей мере половина оборонных закупок осуществлялась на европейских предприятиях, а к 2035 году уже 60% всего необходимого европейцы производили сами. Это, конечно, будет не так уж просто осуществить, ведь сейчас почти 80% вооружений закупается за пределами европейских стран, и львиную долю мы закупаем у США. Важно отметить, что все оружие и боеприпасы, произведенные в странах Европы, будут соответствовать стандартам НАТО.
Пока что на новую стратегию выделено 1,5 миллиарда евро, это не такая уж большая сумма, ведь создание серьезного конкурентоспособного производства требует до 100 миллиардов евро. Но начало положено.
Дело не только в наращивании объемов военного производства. Сегодня каждая европейская страна выпускает определенные виды оборонной продукции — кто-то снаряды, кто-то автоматы. Однако зачастую они несовместимы между собой.
Мне это напомнило ситуацию с зарядками для мобильных телефонов, планшетов и прочих электронных устройств. Их разъемы отличаются по форме и размеру, так что, отправляясь в поездку, приходится брать с собой целую коллекцию зарядных устройств.
Потребовалось немало времени и сил для того, чтобы привести все это разнообразие к общему знаменателю. И вот с конца 2024 года зарядные устройства всех электронных приборов будут одинаковы. Это большой прорыв, который экономит средства, сокращает расходы и повышает уровень комфорта.
Подобная стандартизация, своего рода единая зарядка, необходима и в оборонной промышленности. Реализовать ее непросто, ведь промышленные предприятия находятся в частных руках, между ними существует конкуренция. И как зарядное устройство только часть сложного прибора, так и в данном случае важно качество вооружений. Но это верный путь.
Латвия, на мой взгляд, довольно уверенно стремится занять свою нишу в формирующейся системе. Планируется создание у нас завода по выпуску снарядов — в сотрудничестве с другими странами ЕС и при поддержке европейских фондов. А это рабочие места, налоги… Это положительно.
— Евросоюз планирует передать весьма крупные суммы Египту на содержание беженцев, которые стремятся в европейские страны. Это новый подход или распространенная практика?
— Уже достаточно давно Евросоюз выделяет немалые средства Турции за то, что она принимает у себя беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана. По сути дела Турция защищает границы ЕС, и хоть Анкара постоянно сетует на недостаточность европейского финансирования, такой подход дает свои плоды, хотя и не решает проблему полностью. Мы ведь знаем, что немало беженцев сидят даже и на латвийско-белорусской границе, мечтая проникнуть за ее пределы.
А сотрудничество с Египтом в решении проблемы нелегальной миграции только налаживается. Острая необходимость в ней появилась в связи с военной операцией Израиля в секторе Газа.
Для Европы, в особенности южной, проблема нелегальной миграции чрезвычайно острая. Во всех опросах она стабильно входит в тройку самых больных, так что заниматься ею придется и новому созыву Европарламента.
— В эти дни министр сообщения Латвии Каспарс Бришкенс находится в Брюсселе. Вы с ним встречались как вице-президент Транспортного комитета Европарламента?
— Нет. Он принимает участие в саммите ведущих авиакомпаний и пытается найти деньги на строительство Rail Baltica. Похоже, он старается не слишком попадаться на глаза. Так крот роет норы в темноте, и в каком месте на поверхности появится кучка, неизвестно…