Кризисный бюджет добрался до Сейма: но работать с ним будет только оппозиция

17.10.2024
3 мин чтения
Кризисный бюджет добрался до Сейма: но работать с ним будет только оппозиция
Кризисный бюджет добрался до Сейма: но работать с ним будет только оппозиция

Сегодня депутаты Сейма на внеочередном пленарном заседании проголосуют за передачу в комиссию парламента по бюджету, финансам и налогам проекта бюджета–2024 и основных положений бюджета на 2025, 2026 и 2027 годы.

Чем будет развлекаться оппозиция?

Напомним, что главный финансовый закон страны рассматривается в двух чтениях и, как планирует коалиция, ближе к середине ноября депутаты не только концептуально поддержат проект бюджета, но и успеют подать поправки к этому документу.

Понятно, что поправками, как и год назад, будет развлекаться только оппозиция. Правящие депутаты едва ли станут заниматься совершенно безнадежным делом — во–первых, потому, что лишних денег для распределения в бюджете нет, а во–вторых, все основные параметры и приоритеты бюджета согласованы внутри коалиции и, что действительно неожиданно, со всеми социальными партнерами правительства.

Отметим, что и год назад во время обсуждения бюджета из сотен поправок, поданных оппозиционными депутатами, в итоге правящее большинство не поддержало ни одну. Нет сомнений, что так будет и на сей раз.

Безопасность и конкурентоспособность

В этот вторник глава Минфина Арвилс Ашераденс, торжественно передавая спикеру Сейма портфель с проектом бюджета, назвал бюджет–2025 бюджетом безопасности и повышения конкурентоспособности. И действительно: почти все дополнительные средства, предусмотренные в проекте бюджета, направлены на обеспечение внутренней и внешней безопасности. Что же касается конкурентоспособности, то ее повышение министр финансов связывает с новой налоговой политикой.

А именно: с введением единого необлагаемого минимума, что позволит увеличить реальный доход тех работающих, кто получает маленькую, ниже среднего и среднюю зарплату. По подсчетам Минфина, больше денег в кармане в следующем году почувствуют аж 95% работающих латвийцев.

Правда, эту щедрость правительство, разумеется, должно было как–то компенсировать, чтобы не увеличить и без того внушительный — 2,99% от ВВП — дефицит бюджета. С этой целью повысятся акцизы на горючее и нефтепродукты, в том числе и используемые в отоплении, на 10% повысится налог на эксплуатацию транспортных средств, более того, впредь автовладельцы будут обязаны заплатить данный налог не позднее 31 января следующего года за предыдущий год таксации.

Это сделано для того, чтобы от ежегодной уплаты налогов не увернулись прежде всего владельцы новых автомобилей, которым теперь не нужно проходить техосмотр в первые три года после первой регистрации нового автомобиля. Как известно, образовалась привычка платить дорожный налог одновременно с прохождением техосмотра.

Понятно, что удорожание горючего и повышение минимальной зарплаты — а в следующем году она составит 740 евро — приведет к росту инфляции, что и выгребет из кармана налогоплательщиков дополнительные деньги, которые государство им «подарит» в связи с изменением политики начисления подоходного налога с населения.

Но вернемся собственно к приоритетам — внешней и внутренней безопасности. На эти приоритеты, а также на покрытие расходов, связанных с налоговыми изменениями, в общей сложности дополнительно выделено 392,4 млн евро, из них на безопасность государства пойдет целевым образом дополнительно 284,3 млн евро, из которых 167,4 млн предусмотрено на внутреннюю безопасность, включая повышение зарплат (в среднем на 10%) полицейским, сотрудникам пожарно–спасательной службы, сотрудникам со специальными званиями Управления мест заключения…

Ищите внутренние резервы

Поскольку бюджет был назван кризисным, то традиционные сферы, которые в последние годы все–таки получали дополнительные средства в значительном объеме — прежде всего система здравоохранения, получили лишь немногим более 7–8 процентов от запрашиваемой прибавки.

По существу те или иные приоритеты министерства смогут профинансировать только за счет перераспределения или экономии бюджетных средств. И насколько можно понять, уже решено срезать финансирование тех или иных программ министерств на 50 миллионов. Это, прямо скажем, мизер, учитывая, что общие расходы консолидированного бюджета запланированы на уровне 17,1 миллиарда евро.

Как уже сообщалось, и премьер, и министр финансов в контексте бюджета все время говорят сейчас о кризисе — разумеется, экономическом. Арвилс Ашераденс в прямом эфире LTV1 во вторник вечером обратил внимание на то, что даже самые осторожные прогнозы не подтверждаются и Банк Латвии, который сперва прогнозировал рост экономики в этом году на 1,6%, сейчас снизил прогноз по итогам года до 0,6%. Это значит, что экономика практически не растет.

Так был ли кризис?

Но значит ли это, что в стране действительно кризис? Эксперт в области экономики и статистики Латвийской конфедерации работодателей Янис Херманис составил табличку, пытаясь сравнить основные экономические показатели 2024 года и 2009–2010 гг., когда кризис действительно ударил не только по Латвии, но и по всей Европе и миру.

И что же мы видим? В 2009–2010 гг. ВВП рухнул на 20 процентов, нынче же ВВП в течение трех лет не менялся, то есть никакого снижения ВВП не наблюдается. Безработица 14 лет назад достигла двухзначных цифр, нынче же безработица находится на исторически самом низкой уровне и не достигает 7 процентов.

Тогда, 14–15 лет назад, пришлось реально резать бюджет и выполнять жесткие требования кредиторов, под угрозой оказалась выплата пенсий. Сейчас доходы бюджета запланированы больше, чем в минувшем году, и социальный бюджет стабилен — угроз пенсиям не наблюдается.

Так получается, что кризиса нет? Скорее всего, кризис есть, но он не столь глубокий и не связан с каким–то глобальным экономическим спадом. Кризис обусловлен геополитической ситуацией и последствиями рекордно высокой инфляции. К тому же государство решило, что нужно еще наращивать объемы инвестиций в безопасность, а стало быть, на другие приоритеты уже дополнительных денег нет.

Но есть и тревожные тенденции — постепенный рост внешнего долга и необходимость в течение ближайших трех лет провести перекредитацию на сумму свыше 5 миллиардов евро.

Правительство, между тем, тешит себя надеждами, что в следующем году экономическая ситуация значительно улучшится — рост ВВП прогнозируется на уровне аж 2,6–2,9% от ВВП. И это позволит быстрее справиться с долговыми обязательствами, а главное — увеличить доходы в казну.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Don't Miss