Новый закон должен эффективно упорядочить процесс отправки на родину мигрантов, не имеющих права на пребывание в ЕС, сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Еврокомиссия готовит законопроект, связанный с изменением правил отправки на родину мигрантов, не имеющих права на пребывание в Евросоюзе. Это следует из письма главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) в адрес государств ЕС, обнародованного вечером в понедельник, 14 октября.
Ожидается, что законопроект будет содержать «четкие обязательства по сотрудничеству в отношении высылаемых лиц» и должен «эффективно упорядочить процесс» отправки нелегалов на родину, говорится в письме фон дер Ляйен.
По словам председательницы Еврокомиссии, Евросоюзу «нужны новые правовые рамки», чтобы повысить эффективность своих действий. Страны должны создать «уровень гармонизации и доверия», чтобы каждое государство — член ЕС признавало решение другого». Это позволит гарантировать, что «мигранты, в отношении которых в одной стране было принято решение о возвращении их на родину, не смогут воспользоваться лазейками в системе, чтобы избежать депортации, находясь в другой стране ЕС», подчеркивает глава ЕК.
Изменения в политике ЕС по предоставлению убежища
В начале 2024 года после продолжительных дискуссий страны ЕС договорились о реформе Общеевропейской системы предоставления убежища
(Common European Asylum System — CEAS), созданной в 2019 году. Кроме прочего, она подразумевает ужесточение правил по депортации мигрантов, не имеющих права на пребывание в ЕС.
Кроме прочего, реформа дает возможность оперативного рассмотрения прошения об убежище уже на внешней границе ЕС. Некоторые наблюдатели критикуют новые нормы, которые должны вступить в силу с 2026 года, как пренебрегающие правами человека.
Дональд Туск: Россия и Беларусь хотят дестабилизировать ЕС
Между тем Нидерланды и Венгрия заявили о нежелании следовать общим для ЕС правилам. 11 октября премьер-министр Польши Дональд Туск также заявил, что Варшава хотела бы отказаться от выполнения некоторых положений закона ЕС о предоставления убежища. По его словам, Россия и Беларусь намеренно направляют к границам его страны нелегальных мигрантов, чтобы дестабилизировать ситуацию в Евросоюзе. «То, каким образом используют это право на получение убежища, противоречит самой сути права на получение убежища», — подчеркнул Туск.
В Брюсселе поддержали Польшу в том, что касается обвинений, предъявляемых ею России и Беларуси. Однако, как указала одна из представительниц ЕК 14 октября, Польша, будучи членом ЕС, должна обеспечить мигрантам возможность запрашивать убежище.
Польша и Чехия намерены вынести вопрос о регулировании миграции на повестку дня заседания Совета ЕС в конце текущей недели. Обе страны добиваются ужесточения правил предоставления убежища и возможности отказа нелегалам уже на внешних границах ЕС. В то же время Варшава и Прага призывают к отмене пограничного контроля на внутренних границах ЕС, который сегодня осуществляет, в частности, Германия.
Глава МВД ФРГ о реформе миграционной политики ЕС
Комментируя планы по изменению законодательства ЕС в сфере миграции, министр внутренних дел ФРГ Нэнси Фезер (Nancy Faeser) 11 октября на полях встречи глав МВД стран ЕС в Люксембурге подтвердила в интервью DW, что Германия выступает за более активную отправку нелегальных мигрантов в безопасные третьи страны, уже на внешних границах ЕС.
«Для меня важно, чтобы у нас было больше европейских решений, чтобы сократить нелегальную миграцию. И этого мы, конечно же, хотим добиться с согласованным пактом о миграции. Это означает, что мы хотим лучше защищать внешние границы и проводить там процедуру (рассмотрения ходатайства об убежище. — Ред.) для тех, у кого мало перспектив на успех, на то, чтобы получить защиту в Европе. Думаю, что только таким образом можно урегулировать ситуацию с миграцией в долгосрочной перспективе», — пояснила она.
Что касается контроля на границах Германии с другими странами внутри ЕС, которые действуют с сентября, то тут Нэнси Фезер отметила, что эта мера внутри зоны Шенгена, «конечно же, всегда являться исключением». «Оно должно действовать, пока наши внешние границы не будут лучше защищены. В крайнем случае, это означает — до тех пор, пока мы не сможем ввести в действие пакт (о регулировании миграции. — Ред.)», — уточнила министр.