Ситуация нынче такова, что даже политикам, обладающим очень большой фантазией, будет крайне сложно придумать хорошие новости. Если только не исходить из того, что могло быть еще хуже.
airBaltic уходит в штопор?
Обозначим четыре самые горячие проблемы правительства и правящей коалиции. Отметим, что очередность этих четырех проблем условна — они все одинаково сложны и неприятны для властей.
Первая проблема — финансовая ситуация в аirbaltic. Еще в начале августа, когда стало известно о том, что национальная авиакомпания за первые полгода понесла огромные убытки (свыше 88 миллионов), эстонский эксперт поставил убойный диагноз: аirbaltic находится на грани банкротства.
Разумеется, латвийские эксперты тут же поспешили опровергнуть мнение нашего северного соседа. Хотя было очевидно, что в его выводах есть по крайней мере доля правды: огромные убытки, продажа облигаций на 300 миллионов под фантастический годовой процент — 14,5%, ну очень объемный портфель лизинговых договоров…
И вот в минувшую пятницу министр сообщения Каспарс Бришкенс инициировал срочный созыв внеочередного заседания правительства, чтобы в секретном режиме обсудить ситуацию в аirbaltic. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что если министр не может потерпеть четыре дня — до очередного заседания правительства, значит, ситуация сложилась очень критическая. Правительство по итогам заседания объявило, что отказывается от контрольного пакета в национальной авиакомпании, а сама авиакомпания выйдет на биржу, чтобы сделать публичное предложение потенциальным акционерам. Также продолжается активный поиск стратегического инвестора.
Таким образом, несложно предположить, что авиакомпании нужны срочно большие финансовые ресурсы, чтобы стабилизировать ситуацию.
Сможет ли правительство удержать на плаву национальную авиакомпанию — скоро узнаем. Между тем, в социальных сетях растет недовольство — и вполне справедливое, — тем, что снова за закрытыми дверями политики решают вопросы, касающиеся национального предприятия, получавшего огромные средства из кармана налогоплательщиков. Понятно ведь, что экономические вопросы «секретят» вовсе не для защиты от врагов, а чтобы народ не узнал реальную ситуацию в том же аirbaltic и не возмутился.
Сократить, объединить и жить скромнее
Вторая проблема — ситуация с доходами в казну. Хотя экономисты–оптимисты уверяют, что совсем скоро экономика начнет оживать, пока еще в государственном кошельке это никак не ощущается. Вопреки прошлогодним планам и прогнозам, и инфляция остается рекордно низкой, что тоже не способствует увеличению поступлений от налогов.
Сперва правящие или точнее — лидеры премьерской партии, наивно решили, что можно просто выделить дополнительные средства (видимо, за счет роста бюджетного дефицита и прогнозов увеличения доходов в бюджет) на безопасность и как–то сверстать бюджет.
Но реальность оказалась иной: во–первых, есть еще и другие неотложные нужды, кроме обороны и повышения зарплат стражам порядка — например, доплаты педагогам, уже гарантированные законом. Во–вторых, партнеры по коалиции ведь пришли во власть не для того, чтобы просто там красиво сидеть и всячески, простите, ублажать «Новое Единство». Так можно досидеться до полного политического фиаско. Поэтому ясно, что и случился бунт на корабле.
Вариантов не много
Ключевой вопрос все тот же: где взять деньги? Поскольку бюджетный дефицит уже уперся в установленный Брюсселем потолок — до 3% от ВВП, то остается только один выход: пересмотреть запланированные расходы — разумеется, в сторону их уменьшения. Главная интрига — насколько далеко правящие политики будут готовы в этом своем обрезании расходов дойти. На первом этапе партнеры договорились сократить на 11 процентов траты на закупки для министерств товаров и услуг. Из уст «зеленых крестьян» уже прозвучала куда более смелая инициатива — сокращение количества работников госуправления на 5%.
Конечно, можно и нужно действовать куда более решительно — объединение госагентств с их оптимизацией, сокращение расходов на командировки, сокращение арендуемых министерствами помещений, урезание зарплат членам правлений и советов госпредприятий.
И это еще далеко не полный перечень того, на чем можно сэкономить. Конечно, отдельные меры могут выглядеть и достаточно символическими — к примеру, сокращение зарплат членов правлений госпредприятий, — но в нынешних условиях и такие шаги важны.
Наверняка в итоге коалиция составит бюджет–2025. А какие есть варианты? Едва ли «прогрессивные» и тем более «зеленые крестьяне» хотят в преддверии муниципальных выборов оказаться в оппозиции, отдав власть конкурентам? Да и потом сами конкуренты в такой ситуации особо не рвутся работать в правительство, предпочитая подождать пока правящие уже «провалятся полностью».
А может, лучше ничего не менять?
Третья проблема — налоговая. После того, как налоговые предложения Минфина были разбиты в пух и прах социальными партнерами, политики и сами социальные партнеры начали игру — кто еще чего–нибудь интересное в налоговой сфере выдумает.
Работодатели предложили ввести единый необлагаемый минимум 500 евро, при этом поднять минималку до 740 евро.
Эти предложения работодателей готовы поддержать и профсоюзы. А вот другую инициативу работодателей — о повышении НДС на один процент (22% вместо нынешнего 21%), — профсоюзы не поддерживают, справедливо полагая, что это подстегнет инфляцию и снова ударит по малообеспеченным. Едва ли повышение НДС одобрят и в Сейме.
Скоро со своими идеями выступят и коалиционные партии, чтобы уже вконец всех запутать. Глядя на все это, эксперты уже стали думать о том, что лучше бы вообще ничего в налоговой сфере не менять. Хотя бы в следующем году.
Что на все это ответит Минфин? Ждать осталось недолго — бюджет и налоговый пакет к нему должны быть готовы до 15 октября.
Дамоклов меч над головой
И наконец четвертая проблема — это, конечно же, Rail Baltica. По–прежнему нет четкого ответа ни на один важный вопрос: пройдет ли железная дорога на первом этапе через Ригу, кто это рижское направление будет оплачивать, когда будет готов четкий план реализации проекта.
Якобы ответы на все эти вопросы должны быть даны Министерством сообщения в конце сентября.
Конечно, в повестке дня правительства есть и другие проблемы — те же разногласия в коалиции по портовой реформе, но все они блекнут на фоне этих четырех мега–проблем. Осень будет горячей.