Латвия — Беларусь: застряли между санкциями и торговлей

02.09.2024
3 мин чтения
Латвия — Беларусь: застряли между санкциями и торговлей
Латвия — Беларусь: застряли между санкциями и торговлей

Есть цифры, которым непросто смотреть в лицо: несмотря на провозглашенную в отношении Минска политику санкций, объем латвийского экспорта в эту страну по сравнению с периодом до Covid–19 уменьшился не критично.

Как свидетельствуют данные, опубликованные в «Ежегоднике латвийской внешней политики и безопасности — 2024», в прошлом году в Беларусь было экспортировано товаров и услуг на сумму 157,23 миллиона евро — по сравнению с 163,8 миллиона 5 лет назад.

«Продолжать работу посольства и… формальные контакты»

Исследователи Екатерина Визгунова–Викмане (Латвийский институт внешней политики) и Ребека Звирбуле (Латвийский университет Страдыня) охарактеризовали настоящий уровень дипотношений между двумя странами: «В посольстве Латвии в Минске сейчас работает административный сотрудник. Функционирует консульство в Витебске, которое присваивает визы гражданам Беларуси лишь в определенных случаях. Латвию в Беларуси представляет чрезвычайный и полномочный посол с резиденцией в Риге Эйнарс Семанис. В большой мере такой подход осуществляется, чтобы продолжать работу посольства и обеспечивать по меньшей мере формальные контакты с должностными лицами Беларуси».

«По своей широте не равносильными с применяемыми к России» являются ныне и экономические санкции против РБ. Хотя в отношении физических лиц — представителей белорусской власти, Евросоюз ввел многочисленные запреты еще и в 2020 году, но использование системы SWIFT применили только к пяти белорусским банкам. «Применялись межсекторные санкции, запрещая экспортировать нефть, калий, табак и другие торговые группы. 3 августа 2023 года ЕС принял седьмую совокупность санкций, расширив индивидуальные санкции и запреты экспорта — авиации, космической отрасли, стрелкового оружия и других технологий, которые Беларусь могла бы использовать, чтобы оказывать поддержку военным действиям России в Украине».

Запрет передвижения в Латвии автомобилей с белорусскими номерными знаками сопровождается при этом асимметричной политикой властей соседней страны, поощряющих безвизовый въезд подданных ЛР. Между тем, как подчеркивается в материале Института внешней политики, туризм этот довольно рискован: счет арестованным в РБ латвийцам уже пошел на третий десяток.

Реакция хлорида калия

Ключевым экономическим решением в отношении Минска в Брюсселе посчитали запрет ввоза белорусской калийной соли, или поташа. Минеральное удобрение составляло 70% экспортного объема соседней страны в Евросоюз. Одна Латвия до прекращения этой торговли в 2021 году импортировала хлорида калия на 3,59 миллиона евро — а ведь еще был и транзит.

Между тем данные об экономической активности между двумя государствами в плане прозрачности остаются весьма проблематичными. Эксперты отмечают:

«Хотя Центральное статистическое управление начало публиковать данные по предприятиям, которые экспортируют в Россию и Беларусь, публикация была прекращена, принимая во внимание ограничения методологического характера».

Здесь, думается, аналитики несколько лукавят — суть дела в смене руководства Министерством экономики. Идейно мотивированную Илзе Индриксоне (Национальное объединение) уже около года как сменил более прагматичный Викторс Валайнис (Союз зеленых и крестьян). Потому черные списки и доски позора тихо убрали… Статистика транспортной отрасли, однако, свидетельствует о понижении всех показателей — «принимая во внимание зависимость Латвии от белорусского транзитного коридора, переходный процесс нес ощутимые последствия для грузовых перевозок».

«Латвийской транзитной отрасли решение ЕС остановить транзит грузов через Беларусь нанесло удар, однако отрасль постепенно приспособилась, — оптимистически оценивают ситуацию авторы исследования. — В процессе приспособления Латвия ищет решения, создавая широчайшее сотрудничество с государствами Центральной Азии, а также возлагая надежды на проект Rail Baltica…»

Не заметили Косово

В 2023 году в ЛР была официально принята Концепция национальной безопасности. В ней было дано указание: «необходимо успешно переориентировать логистические цепи на новые рынки». Однако, как говорят, гладко было на бумаге…

«Белорусское влияние на неформальную экономику Латвии» — таким изящным термином эксперты в «Ежегоднике» Латвийского института внешней политики характеризуют воздействие соседнего государства на теневой рынок в нашей стране. Приводя примеры контрабанды табачных изделий, аналитики утверждают, что «тем самым Беларусь продолжает дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в Латвии различными приемами».

Между тем вполне очевидно, что основной контрабандный товар, а именно сигареты, в рамках Евросоюза подвержен централизованному — и крайне высокому — акцизному налогообложению. Что делает его исключительно лакомым куском для незаконных операций.

Удивительно, что наши аналитики выносят за скобки то обстоятельство, что крупнейшим поставщиком контрабандных и контрафактных сигарет для ЕС является Косово. Частично признанное государство вряд ли будет обвинено в стремлении подорвать основы Евросоюза, хотя уровень тамошнего табачного теневого рынка и его завязки на правящие круги ничуть не меньше, чем в Беларуси, которую в Латвийском институте внешней политике продолжают котировать как «близкую и серьезную угрозу безопасности Латвии».

«Став четвертым Балтийским государством»

Однако все же для дипломатии ЛР в аналитической разработке рекомендуется «двухпутный» подход. Ведь «еще в 1990–е годы в карте возможностей Беларуси вполне реальным считали установление теснейших отношений с государствами Балтии и Польшей, тем самым став четвертым Балтийским государством».

Идеологема Латвийского института внешней политики гласит:

«Будущее включение Беларуси в семью европейских государств будет возможно только тогда, когда как белорусским обществом, так ЕС будет конструктивная коммуникация исторической принадлежности Беларуси к культуре Европы. Логичнейшим решением в этом вопросе служит предложение альтернативной идентичности белорусскому народу, формулируя Беларусь будущего как четвертое государство Балтии».

Однако это опять все же лишь декларация. А на практике — куда больше подданных ЛР приезжает на полублокированную границу Евросоюза за туристическими впечатлениями, ну и пока еще не подсанкционными товарами — для личного пользования…

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Don't Miss